Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 2024-05-19, 10:52 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Погода

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

Главная » 2014 » Октябрь » 22 » Судьба зауральских иконописцев (А.Решетников, А.Кречетов)
9:37 PM
Судьба зауральских иконописцев (А.Решетников, А.Кречетов)

         В первое десятилетие существования Русского музея в СПб (создан в 1895, открыт для публики в 1898г.) закупочной комиссии были предложены две картины «Свидание в Венеции» и «Спасшиеся от извержения Везувия» владельцем иконостасной мастерской из Кургана Тобольской губернии  А.П.Решетниковым. В этот период формировалась коллекция музея за счет передачи из других музеев, даров и закупок от коллекционеров и авторов. Сведения о нашем земляке свидетельствуют о том, что мастерская в это время уже существовала. В делах Государственного архива Курганской области (ГАКО, фонд 235) также можно найти упоминание о ней  в 1906г., а в одном из дел говорится об устройстве иконостаса в храме села Митинское Курганского уезда, подрядчиком которого  был А.П.Решетников (1914-1916). Многие сведения из его жизни стали известны также со слов племянника- Л.Г.Володькина, сохранились и фотографии.

    Александр Павлович Решетников, уроженец д.Курганской Мало-Чаусовской волости Курганского уезда, родился в 1877г. и был средним ребенком в семье. Родители его, Павел Иванович и Ольга Степановна, имели троих сыновей и шестерых дочерей, жили в Курганке в собственном двухэтажном  доме (почти в центре деревни). Один из сыновей погиб в годы первой мировой войны, второй- Валериан, вел вместе с отцом хозяйство (а оно было немалое: две лошади, несколько коров, сеялка, земля, вишневый сад), за что и поплатился позже- в 1930-е годы был раскулачен и сослан на север Урала.

      Л.Г.Володькин вспоминает: «Смутно помню какие-то намеки на внебрачное происхождение Павла Ивановича от кого-то из декабристов, живших в Кургане. Но вот точно знаю, что семья дружила с курганскими купцами Смолиными, Дунаевыми, Балакшиными. Может быть, друзья средствами и своим влиянием помогли Александру учиться, завести мастерскую…». Думается, обучаться он мог в Тобольске, Екатеринбурге или даже академии художеств. В его договоре  чувствуется несколько технологических параллелей  с работой екатеринбургских мастерских.

    Живя в г.Кургане по Троицкой улице (в доме Звягиной), он имел мастерскую с нанятыми рабочими. Пишет: «Обязуюсь выполнить иконостас из моего материала, моими мастерами и инструментами…». На типографских бланках, которыми он пользовался, была дана следующая реклама (1914): «Иконостасно-живописное, ризочеканное, гальванопластическое и мебельно-столярное производство Александра Павловича Решетникова в Кургане (телефонъ №89). Исполняются иконостасы, киоты с разделкою золотом, серебром и алюминием. Иконы, стенная живопись, копии с картин на полотне и дереве, на золото-чеканных и живописных фонах. Золочение главъ и крестовъ по системе на марданъ и гульфарбу. Перезолочение, реставрирование старыхъ иконостасовъ и киотовъ. Золочение и серебрение гальваническим способом ризъ для иконъ, подсвечниковъ, паникадилъ и проч., церковной и домашней утвари. Весовое серебрение и никелирование самоваровъ, столовыхъ и чайныхъ принадлежностей. Багетныя и резныя изъ дерева рамы. Отделка комнатъ деревомъ и полная обстановка квартиръ мебелью въ новомъ стиле».

    Из текста видно, как широк был спектр деятельности этого человека.  Не исключено также,  что он делал и фоны  («задники»)  для фотоателье  А.И.Кочешева (угол ул.Дворянской и Думского пер.), с которым был очень дружен.. Сотрудничество фотографов и иконописцев в н.XXв. было распространено.  Молодые Решетниковы, дети курганских купцов, их друзья часто собирались у Кочешева, репетировали, играли на музыкальных инструментах. Александр Павлович музицировал на фисгармонии и виолончели, художествовал, многим интересовался, был высок и красив, имел интелегентный облик.

    Часто он гостил у своих сестер (родной- Афанасии Павловны и двоюродной- Анны) в с.Митинское. И когда  в селе проходили торги среди нескольких мастеров на изготовление иконостаса в новый каменный храм, прихожане избрали подрядчиком уже известного им Решетникова.

    Кроме традиционных образов (включая Деисус, праздничный и пророческий ряды), было написано 14 икон различных святых. Гладь иконостаса, карнизы и колонны сделаны из соснового леса, резные накладные детали- из липы, остов покрашен эмалевой бирюзовой краской, детали позолочены золотом 10-золотникового достоинства, живопись выполнена в живописной манере на позолоченном чеканном фоне. Представленные Решетниковым образцы живописи (на дереве и металле) были одобрены Тобольской Духовной консисторией, а иконостас- прихожанами, как доброкачественно выполненный и «соответствующий святости и благолепию Дома Божия», в 1916г. храм освящен.

    После революции А.П.Решетников переехал в Москву, женился, продолжал там заниматься искусством: писал пейзажи, картины. Но о том, что когда-то он был иконописцем, детям в семьях его братьев и сестер  рассказать побоялись- время было суровым. Похоронив жену, в возрасте около 80 лет, Александр Павлович вернулся в Курган. Умер он в 1953г. и похоронен на родине.

    Вынужден был сменить место жительства в постреволюционный период и другой зауральский иконописец - А.П.Кречетов. Иконописцы были людьми зажиточными, в их мастерских использовался труд наемных рабочих, это вызывало их тревогу за свою судьбу. Похоронив жену, Кречетов переехал из Шадринска в Курган. По словам курганца Б.В.Махова, жил он на квартире по ул.Куйбышева (за современным зданием УВД). В комнате стояла скромная мебель (кровать, столик) и мольберт, на стенах висели картины: портрет жены, пейзажи. Бывший иконописец вынужден был писать светские картины на продажу.

       По воспоминаниям Б.В.Махова, Анатолий Прохорович Кречетов был добрым и внимательным человеком, высоким и стройным, темноволосым. Скорее всего, очень начитанным. Обучающиеся живописи должны были хорошо знать Библию, античную мифологию и другие литературные источники, изучали анатомию человека, законы перспективы, композиции, владели разными техниками. Как вспоминает жительница г.Шадринска В.Н.Иовлева, у Кречетовых было семь дочерей, одна из которых носила библейское имя Ева, другая, Клеопатра,- имя египетской царицы, славящейся красотой, умом и образованностью.

      С отцом Б.В.Махова, писарем в Куртамышской волости, Кречетов был знаком давно, они вспоминали о ярмарках к.XIX-н.XXв., о людях, с которыми общались прежде. Часто с тоской  вспоминал Анатолий Прохорович, как делал или чинил иконостасы в Куртамыше и других селах, рисовал чертежи для них. Рассказывал о своем восторге и удовлетворении, которые  вызывали эти творения, сияющие золотом, привлекающие  обновленной живописью  в полутемном интерьере храма.

      О том, что Кречетов относился к делу с любовью, продумывал все до мелочей, свидетельствует сохранившийся до наших дней иконостас с.Чимеево Курганского уезда, выполненный им в 1909 году.

  Иконостас трехъярусный  (если не  считать изображений в медальонах, которые помогают выделить главные ряды): местный, затем апостольский ряды, третий связан с темой страстей Господних. Внимание молящихся направлено вверх- к образу воскресшего Христа, автор выбрал те новозаветные сцены, которые ярче раскрывают главную тему- спасения. Расположенная почти в центре икона «Тайная вечеря», символизирующая таинство евхаристии, украшена прорезной резьбой и обрамлена медальонами с изображениями святых. Эта часть иконостаса напоминает кокошник - венец нетленный.

    В этот период многие мастера, следуя столичной моде, отходят от рядности иконостасов или смешивают в рядах Праздники и изображения святых. Кречетов, в целом придерживаясь канона, одновременно выделяет более важные темы,   создает интересную, учитывающую веяния времени, композицию. Его произведение опубликовано в журнале «Наука и образование Зауралья» (Курган, 1999, №3-4), книгах «Уральская икона» (Екатеринбург, 1998), «Сибирская икона» (Омск, 1999).

    В 1887 А.П.Кречетов поновлял ряд икон в Петропавловском храме Куртамышской слободы. В начале 1910-х годов он проводил реставрацию иконостасов и стенных росписей в обоих куртамышских храмах. В тех же краях (с.Обанино) в 1899 делал иконостас Н.Х.Белозеров, но с просьбой изготовить иконостасный план он обратился, «…выделив 42 рубля серебром из своей контрактной суммы,  к господину Кречетову».

    Работал Анатолий Прохорович и в с.Мендерском Курганского уезда (стенные росписи, 1915), в с.Птичье (написание новых икон, 1885), с.Першинское (1909), с.Чинеево (1916). Иконописец умел рисовать и чертить, живописал, владел приемами резьбы и стенной росписи. В предвоенные годы одна из дочерей забрала его в Свердловскую область, откуда позже пришло письмо о его кончине в годы войны.

    В фондах областного художественного музея  хранятся два украинских пейзажа, написанных маслом на фанере (один из них происходит из Куртамыша, другой из Кургана). По словам Б.В.Махова, Кречетов, писавший пейзажи маслом на холсте и жести, часто использовал и фанеру. Особенно любил он изображать украинские пейзажи, используя для образца открытки, на них: крытые соломой хаты, речка, люди в национальной одежде. А, может быть, сохранившиеся пейзажи тоже написаны им?

    Кстати, в фондах имеются также копия с иконы «Богоматерь с младенцем» (с живописной имитацией разрушенного красочного слоя и других следов «древности») и «Портрет девочки с бусами», найденный на чердаке одного из курганских домов. На портрете-копии тоже живописными средствами  имитированы следы времени. Вспомнив текст объявления мастерской А.П.Решетникова, можно с какой-то долей вероятности предположить авторство этих копий.

     Нелегкой была судьба обоих иконописцев в советское время, но все же им повезло больше других. В то время, как утрачены или не атрибутированы произведения многих художников, работавших в Южном Зауралье в XIX-н.XXв., сохранился и опубликован, войдя в научный оборот, прекрасный  иконостасный комплекс А.П.Кречетова, возможно, в частных руках находятся  иконы А.П.Решетникова, спасенные из Митинского храма,  есть вероятность, что этими художниками созданы вышеупомянутые пейзажи и копии из фондов музея, сохранилось несколько фотографий с изображением иконописца Решетникова. На одной из них, подаренной Л.Г.Володькиным в краеведческий музей, он музицирует на фортепиано в компании друзей. Молодой, красивый… Таким он останется в нашей памяти.

Просмотров: 538 | Добавил: Supreme | Рейтинг: 5.0/1